Главная Новости

Когда и как перемещать игровую компанию за пределы России?

Опубликовано: 01.09.2018

видео Когда и как перемещать игровую компанию за пределы России?

The Story of Tetris | Gaming Historian

Если вы успешно занимаетесь разработкой и распространением игр, то в определенный момент вашей компании станет тесно на российском рынке. В этой статье мы попробуем определить, когда  стоит задуматься о трансформации в международную группу компаний. Будем рассматривать ситуацию с точки зрения бизнеса – считать деньги и измерять высоту юридических барьеров.



Начнем с условий, которые способствуют развитию игровых компаний в России:

Упрощенная система налогообложения –  сокращает административные издержки и налог на прибыль для небольших компаний; Разумная стоимость и доступность квалифицированного персонала; Обилие местных решений и сервисов, необходимых как для разработки, так и для продвижения продукта.


История Battletoads / The history of battletoads

<Схема 1 – игровая компания на упрощенной системе налогообложения>

На схеме выше нарисована “типичная” игровая компания. Есть входящие денежные потоки – App Store, Play Market, Steam и другие платформы. Это внешнеэкономическая деятельность, поэтому приходится познакомиться с такими понятиями как “валютный контроль” и “паспорт сделки”.  Возможно, есть прямые продажи.


Новости 151 подвала страховка для страйкбола, граната в руке, Толкнуть автомат на рынке

Справа на схеме - административные расходы, расходы на маркетинг, облагаемые 18% НДС (но не всегда) и расходы на персонал. За штатных работников приходится платить 13% НДФЛ и ~30% соцвзносов. Такая же история с внештатниками. Вариант, когда внештатникам “просто переводят деньги на карту” мы не рассматриваем, так как при достижении компанией серьезного масштаба он становится излишне рискованным.

Прибыль (разница между входящими деньгами и расходами) облагается 15% налогом. При работе на упрощенной системе можно платить 6% от всего оборота, но обычно это менее выгодно.

У работы на УСН есть два недостатка – сложности оформления внешнеэкономических контрактов и высокая административная и налоговая нагрузка при работе с внештатными сотрудниками. Но до определенного момента УСН позволяет развивать бизнес, оставаясь на 100% российской компанией.

Как определить, что пришло время создавать международную группу компаний?

* Наличие даже половины из перечисленных ниже признаков говорит о том, что пора серьезно задуматься.

Более двух b2b контрактов с иностранными компаниями в год. Или один, выплаты по которому превышают $ 50000. Доля прямых платежей от зарубежных пользователей (физических лиц) превышает 30%. Более 20 физлиц-подрядчиков (удаленная команда разработки, тестирования, клиентской поддержки, актеры озвучки и тд). Вы лицензируете или собираетесь лицензировать ваши продукты иностранным компаниям для продаж на других рынках (продавать права на локализацию и перевод продуктов иностранным компаниям). Для вас важно обезопасить свои активы, разделив владение правами на продукты и операционную деятельность. Вы планируете привлечь инвестора.

Ну и самая главная причина – оборот компании или численность персонала приближается к порогу применения УСН. Что происходит, когда компания переходит этот порог? Налог на прибыль возрастает до 20%. И не забываем про НДС 18%.

От перспективы отдать 38% честно заработанных денег становится очень грустно, и собственник начинает искать варианты. И находит их.

Как жить, когда вырос из УСН: Международная группа компаний с операционной компанией на Кипре

Для начала рассмотрим вариант построения международной группы компаний с операционной компанией на Кипре и без разделения операционной деятельности и владения правами.

<Cхема 2: Международная группа компаний с операционной компанией на Кипре>

Итак, мы открываем компанию на Кипре и переводим на нее все входящие денежные потоки. Это избавляет нас от валютного контроля и позволяет платить налог на прибыль в размере 12,5% независимо от оборота. Приятный бонус – можно совершенно легально работать с любым количеством внештатных сотрудников и фрилансеров без налогов и кучи документов. Например, через наш сервис Solar Staff (shameless PR). По такой модели (т.е., через нерезидентную компанию) работает со своими российскими вебмастерами Google (увы, без нас).

Содержание реального представительства на Кипре стоит денег – с бумажной компанией банки и другие контрагенты не станут работать. Минимальная сумма  на содержание такой компании – 1500-3000 EUR в месяц. В нее входят расходы на офис, администрирование, аренда минимального количества персонала, связь и прочее.

Перевезти на Кипр имеющихся сотрудников тоже возможно – налоговая нагрузка на зарплату составляет порядка 19,3% (это оч грубое приближение). А московские зарплаты позволят людям комфортно чувствовать себя на новом месте.

При этом логичным решением будет оставить в России центр разработки, спасибо насыщенному рынку кадров и льготной ставке (14%) по социальным взносам для компаний, которые зарабатывают разработкой софта (но не его продажей).

Несмотря на дополнительные расходы, такая схема позволяет снизить уровень бюрократии и оптимизировать налоги. И избавить от зимы хотя бы часть сотрудников.

Но и эту структуру можно улучшить за счет применения льготных налоговых режимов, специально созданных для технологических IP холдингов (компаний, владеющих правами на программные продукты и приложения).

Вершина эволюции: Компания на Кипре с разделением операционной деятельности и владения правами

<схема 3: компания на Кипре с разделением операционной деятельности и владения правами>

Все остается по прежнему, но мы выделяем отдельную компанию “Кипр владение” и передам ей все права на интеллектуальную собственность. Она лицензирует компании “Кипр деятельность” права на коммерческое использование этой собственности. Зачем? Затем, что это позволяет переводить большую часть прибыли в компанию “Кипр владение” в качестве роялти. И уплачивать с этой прибыли налог не 12,5%, а 2,5%.

Сравните с 38%, которые должна выплачивать компания, работающая в России на общей системе налогообложения. А чтобы вам было проще сравнивать, мы подготовили табличку с очень грубым подсчетом.

Создание международной группы компаний – сложный процесс, требующий привлечения юристов высокого класса. Надеюсь, нам удалось в общих чертах рассказать вам нашу точку зрения на то, когда и зачем нужно об этом задумываться.

Игровая компания за пределами России часть 2: выбираем страну

В первой части мы обсудили, зачем и когда стоит трансформировать игровой бизнес в международную группу компаний, и сравнили налоговую нагрузку в случае работы из России и с Кипра.

Сегодня давайте поговорим о том, что важно при выборе страны для открытия операционной компании, и более детально рассмотрим подходящие страны.

Критерии выбора

При выборе юрисдикции мы будем опираться на следующие взаимосвязанные параметры:

1) Налоги – в том числе ставка налога на прибыль. Условия их начисления. И, что критически важно, наличие двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.

2) Законодательство – корпоративное регулирование и возможные ограничения. Например, необходимость получать лицензию для ведения деятельности. Правовое регулирование ответственности сервис-провайдеров за пользовательский контент и регулирование в области персональных данных. Миграционные запреты и ограничения.

3) Политическая система – устойчивость режима, репутация (попадание в “черные списки”)  и качество государственного управления.

4) Инфраструктура – развитость финансовых центров, доступность офисных помещений, интернет-каналов и т.д. Сюда же отнесем рынок труда.

5) Стоимость жизни – аренда жилья, стоимость продуктов питания, образования, медицины, развлечений.

6) Стоимость регистрации и содержания компании –  регистрационные процедуры, делопроизводство, бухгалтерский учет и аудит, общее удобство управления.

Применим эти критерии к политической карте мира – список сразу станет коротким. Сразу исключаем страны, в которых:

для онлайн-бизнеса и продажи прав доступа к программному обеспечению требуются разрешения или лицензии. нечетко обозначены пределы ответственности владельца онлайн-сервиса за пользовательский контент, как с точки зрения авторского права, так и с точки зрения вреда чести, достоинству и деловой репутации, распространения ложных сведений и т. д. нестабильный политический режим и жесткая миграционная политика. отсутствует или недостаточно развита инфраструктура. очень высокая стоимость жизни.

   

Что останется?

Кипр

Кипр – член ЕС, что облегчает работу на европейском рынке. Двусторонние соглашения с Россией и США, ставка налога на прибыль 12,5%, специальные льготы для ай-пи холдингов (эффективная ставка налога на прибыль близка к 2,5%). Тут приятный климат, стоимость жизни ниже среднего по ЕС и хорошая инфраструктура. Не менее важны простые миграционные правила и отсутствие налогообложения пассивных доходов бенефициаров. Кипр – лидер нашего рейтинга. Здесь находится основная зарубежная база Solar Staff.

Власти Кипра уже несколько десятилетий целенаправленно привлекают на остров инвесторов. Для этого Кипр стал офшором в 1960-х годах. Но мир изменился, и статус оффшора уже не привлекает, а отпугивает. В результате с 2003 года Кипр офшором быть перестал и прилагает усилия, чтобы не входить ни в какие “черные” списки. Благодаря этому в глазах РФ это более благонадежная юрисдикция, чем Люксембург, UK или Швейцария.

Гонконг

У Гонконга - лучшая сеть двусторонних соглашений с азиатскими государствами. Поэтому, если ваши пользователи живут в Азии, то Гонконг – самый логичный выбор.

Тут действует территориальный принцип начисления налога на прибыль, что позволяет исключить из налогооблагаемой базы внешнюю по отношению к Гонконгу выручку. Инфраструктура развита хорошо. Но очень высокая стоимость жизни и сложные миграционные правила. И еще в Гонконге не любят российский бизнес*

Связано это с тем, что в 90-х годах фирмы из РФ использовали Гонконг для черных сделок, вплоть до торговли оружием. Местные обиделись :(

С одним из клиентов мы полтора года бились над открытием счета в местном банке и преуспели только после того, как привезли в Гонконг одного из соучредителей – члена королевской семьи Монако.

Люксембург

Люксембург прекрасно подходит для холдинговых компаний (например, для получения роялти за программное обеспечение). Доходы от иностранных ценных бумаг и акций, равно как и прочие доходы от лицензий, люксембургскими налогами не облагаются. Люксембург – член ЕС с хорошей сетью соглашений об избежании двойного налогообложения. Тут любят крупный бизнес и готовы предоставлять индивидуальные налоговые режимы. А вот минусами можно считать высокую стоимость жизни и ведения бизнеса, а также сложные миграционные процедуры.

Эстония и Латвия

Обе страны имеют невысокие, по европейским меркам, ставки налогов (20% и 15%), обладают развитой инфраструктурой, простыми миграционными правилами и комфортной для русскоговорящего персонала средой. При этом стоимость жизни в этих странах одна из самых низких в ЕС. А вот климат и ставки налогов на фонд оплаты труда расстраивают. Важно, что в Эстонии можно не облагать налогом прибыль компании, если реинвестировать ее внутри страны.

Грузия

В стране прямо сейчас внедряется эстонская модель налогообложения, когда налог на прибыль уплачивается только при распределении дивидендов (предположительно ставка 15%), но не раз в год, как в Эстонии, а раз в месяц.

Пока сложно понять, как это применить к интернет-бизнесу. Кроме того неясно, насколько устойчивой будет система. Снижение налоговой нагрузки на бизнес в краткосрочной перспективе увеличит дефицит бюджета, а вот удастся ли покрыть его за счет общего роста экономики – вопрос.

Из плюсов можно выделить минимальную нагрузку на фонд оплаты труда (20% подоходного налога) и относительно низкую ставку налога на прибыль  – 15%.

Из минусов – прежде всего политическая и экономическая нестабильность.

Наша рекомендация по данной стране – подождать 2-3 года и посмотреть, насколько устойчивой покажет себя экономика Грузии и ее налоговая система.

Заключение

Затраты денег и времени на организацию операционных и холдинговых компаний сильно варьируются от страны к стране. Давайте еще раз обсудим, чем придется заниматься: реорганизация правовой модели, регистрация компаний, открытие счетов и подключение платежных сервисов, организация локального офиса и процессов. Сроки и стоимость всегда индивидуальны, но в качестве референса я бы назвал 6 месяцев и 20-40 тысяч долларов.

Поэтому, прежде чем браться за все это, нужно сопоставить уровень расходов с тем уровнем повышения эффективности, который будет достигнут после реорганизации.

Автор статьи – Павел Шинкаренко. CEO Solar Staff и управляющий партнер юридической фирмы Сенешаль. https://www.facebook.com/pavel.v.sh

Впервые статья была опубликована в марте 2017 года на dtf.ru

rss